Прежде чем я окунусь в свой длинный и сложный рассказ о высветлении и затенении, нам нужно понять, почему же они так необходимы. Во-первых, все художники в основе своей — обманщики; они рабтают с миниатюрами, стараясь вдохнуть в них жизнь и придать ощущение реальности. Мы одурачиваем смотрящего на миниатюру при помощи высветлений и затенений, чтобы он увидел глубину, которой на самом деле нет. Как художник-живописец может вдохнуть жизнь в плоский холст, изображая на нём людей и пейзажи с использованием теней и света, так и мы, художники-моделисты, «оживляем» наши миниатюры при помощи тех же техник. Однако нам на руку то, что мы имеем дело с изначально трёхмерной миниатюрой, а не с одномерным холстом.
Теперь давайте взглянем на типичную миниатюру. Каждая миниатюра имеет точно такие же складки и неровности, как и любой реальный объект, и, таким образом, отражает свет и имеет области, в которых лежат тени. Однако, поскольку миниатюра — всего лишь миниатюра, эти складки и неровности тоже миниатюрны и настолько малы и незначительны, что иногда их даже не разглядеть невооружённым глазом. Через высветление и затенение мы можем усилить видимость очертаний миниатюры и воссоздать падение света, которое мы бы чётко видели, будь миниатюра в масштабе 1 к 1.
Научившись видеть игру света и тени, мы сможем воссоздать их при помощи красок.
Микс из высветления и затенения
Мы можем воссоздать световые эффекты, смешав наш базовый цвет и его более светлый вариант для высветления или, в случае с затенением, добавив более тёмный аналог основного цвета. Если хотите высветлить синий, добавьте в него голубой. Если хотите затенить синий, используйте тёмно-синюю краску. Между голубым и тёмно-синим нам нужно создать тонкий переход с базовым синим цветом посередине. Это достигается добавлением маленького количества тёмного или светлого цветов в базовый цвет, пока мы не достигнем богатого голубого цвета для финального высветления (или настоящего тёмно-синего для наложения последней тени).
В случае высветления обычно я обхожусь четырьмя шагами, уменьшая или увеличивая их количество в зависимости от важности модели. При первом высветлении я использую смесь из 75% синего и 25% голубого. Следующая смесь будет на состоять на 50% из синего и на 50% из голубого. Третья смесь: 25% синего и 75% голубого. Четвёртый шаг высветления заключительный, я использую только голубую краску. Каждое последующее высветление тоньше предыдущего и покрывает меньшую область, чем предыдущее, двигаясь ближе к источнику света, пока мы не достигнем, наконец, финального высветления, которое наносится там, где свет наиболее интенсивен.
Тени я наношу тем же образом, только наоборот. Вместо того, чтобы работать от базового цвета к светлым тонам, мы работаем от базового цвета к тонам тёмным. Для нанесения теней использую всего два шага и редко изменяю своему правилу. Недостаток света означает, что наш переход в теневой цвет будет быстрее, нежели высветление до светлого оттенка. Первый шаг затенения использует смесь, состоящую на 50% из синего и на 50% из тёмно-синего. Второй и финальный шаг будет использовать чистый тёмно-синий, который наносится в самые глубокие и тёмные места на модели.
Разбавляйте краски
Итак, теперь мы разобрались с нужными для высветления и затенения оттенками и готовы серьёзно поработать с этими техниками. И вот где нас поджидают первые трудности. Если мы просто будем наносить слои краски на модель, прыжки от оттенка к оттенку будут слишком очевидны, будет видно, где кончается один цвет и начинается другой. Нам нужно смягчить линии между каждым оттенком цвета так, чтобы переход был плавным и неочевидным. Эта техника известна как блендинг. Блендинг выполняется с помощью прозрачных слоёв краски, также известных как глазури. Каждое осветление или затенение должно быть разбавлено водой так, чтобы какая-то часть базового цвета проглядывалась сквозь них. Вспомните, что наша главная задача — не красить поверх предыдущего слоя, а просто сделать его светлее или темнее.
Количество воды, добавляемой в ваши краски, зависит от консистенции красок. Вам нужно разбавлять краску, пока она не станет прозрачной. Для высветления большинство художников-моделистов, например, таких как художники из Coat d’arms или Citadel, разбавляют краску водой в двойном количестве от объёма краски, т. е. в пропорции 2:1 (вода:краска). Тем не менее, в вашем случае, возможно, вам потребуется другая пропорция, чтобы развести ваши краски.
С затенением дело обстоит несколько иначе. Для мелких углублений нам нужна всего лишь лёгкая Тень, так что разведём краску в пропорции 2:1 (вода:краска). В остальных углублениях мы хотим получить глубокие тени, так что разводим краску в равной пропорции с водой, 50/50. В затенённых местах градация меньше, так что нам нужна краска погуще, чем в случае с высветлением.
Такое соотношение воды и краски должно работать в большинстве случаев, однако вам нужно учитывать и то, какую поверхность необходимо покрасить. Большие выпуклые области, такие как круп лошади, требуют более тонкие слои краски, в то время как области, где грань между светом и тенью тонка, такие как глубокие складки в одежде, требуют быстрого перехода между цветами, достигаемого густой краской.
Контроль над краской
Прежде чем мы начнём красить, вам придётся научиться ещё одной вещи — контролю. Т. к. теперь мы стали разбавлять краску для высветления и затенения, они стали похожи на проливки. Окуните кисточку в эту смесь, и на ней останется висеть капелька подкрашенной воды. Если вы сразу начнёте красить, краска растечётся по модели, и мы не сможем контролировать её. Набрав кисточкой краску, мазните ей пару раз по бумажке или по кусочку ткани. Материал впитает излишки воды с вашей кисти. Мы не хотим убирать так же много краски, как в случае с применением техники сухой кисти, известной также как драйбрашинг. Будет достаточно, если краска просто перестанет растекаться по модели.
Давайте вспомним всё, что узнали сегодня, и приступим к покраске кожи миниатюры из Clan War. Цветовая палитра, используемая мной, принадлежит фирме Coat d’arms.
Подведём итоги
Если ваши первые попытки в блендинге не удовлетворили вас, не беспокойтесь. Достижение мастерства в блендинге требует много практики. Я крашу уже больше дюжины лет и всё ещё работаю над своим навыком блендинга. Помните, что половина успеха в этой технике лежит в умении правильно и в нужных местах разместить высветление и тени. Изучайте каждую миниатюру, прежде чем приступать к покраске, и запоминайте, как ложится на неё свет, чтобы скопировать это при помощи прозрачных слоёв. Тогда вы встанете на Путь Мастера блендинга!