Архивы:

  • 23Дек

    Mono Black Control – каким он был

    Есть люди, которым очень нравится чёрный цвет в Магии и всё, что с ним связано: готическая атмосфера, злобные чёрные монстры, крысы, трулли (не опечатка), всепоглощающие темнота и мрак… И не удивительно, что таких людей очень часто посещает мысль создать колоду, использующую только карты любимого цвета.
    Но моно-чёрные колоды зачастую сталкиваются со многими проблемами, а именно: во-первых, им затруднительно рушить артефакты и чары (хотя тут решение есть – смотрим мою статью «Обходим препятствия – Красное на Чёрном»); а, во-вторых, в чёрном цвете, особенно до определённого времени, было не так уж много действительно хороших карт (хочу заметить, что в белом их, напротив, почти всегда присутствовало много, что наводило порой на самые абсурдные мысли – вплоть до таких, что в штатных работниках компании Wizards of the Coast состоят попы, а готам и сатанистам путь туда строго-настрого закрыт… Ну, это шутка была, если что).

    Попытки собрать моно-чёрный контроль и моно-чёрную агрессию в таком интересном формате, как Legacy, принимались уже достаточно давно, но до недавнего времени эти колоды были не слишком успешными – банально не хватало хороших карт, а у моно-чёрного контроля ко всему прочему не было аналога Wrath of God, поэтому он отчаянно сливал агрессивным колодам (да и с контролями, вроде Ландстилла, матчап в общем-то тоже был далеко не идеальный).

    Чисто чёрный контроль тогда выглядел примерно так:

    4 Polluted Delta
    2 Bloodstained Mire
    10 Swamp
    4 Wasteland

    4 Pox
    4 Dark Ritual
    3 Chimeric Idol
    4 Hymn to Tourach
    4 Sinkhole
    2 Nether Spirit
    3 Funeral Charm
    4 Duress
    3 Cursed Scroll
    4 The Rack
    4 Diabolic Edict
    1 Stupor

    И был фановой кухонной колодой. Однако всё течёт и всё меняется.

    У чёрной агрессии в конце концов появилась карта, которая вывела её на уровень если не топовых, то, по крайней мере, тех колод, которые кое на что способны в умелых руках. Я о великом Dark Confidant, который даёт нам самое главное в этой игре: преимущество по картам без потери темпа. Теперь Mono-Black Suicude, играющий такими картами, как Carnophage, Sacromancy, Dark Confidant и Dark Ritual, вполне себе колода как минимум тиер-3.
    Настал час и Mono Black Control. В сете Planar Chaos свершилось то, на что никто не смел даже надеяться: чёрному цвету дали свой Божий Гнев, точнее, его «идеологическую альтернативу при одинаковом фактическом действии» — Damnation (Проклятие Ада). Игроки довольно быстро на это отреагировали – в Type 2 в то время заиграли моно-чёрные контроли со снежными землями, в более расширенных форматах дамнейшену нашлось место в чёрно-зелёных и чёрно-синих контролях.
    Но это не все подарки, которые достались моноблеку. Чуть раньше, в Time Spiral, мы получили ещё одну очень и очень хорошую карту – Tendrils of Corruption. Я серьёзно. Не смотрите, что это коммон – он предназначен для моно-Б. Это тот же коррапт, только дешевле. Конечно, в игрока он не летит, но игрока мы убьём другим способом, а это кинем в существо – на крайний случай, в своего Nether Spirit – и получим те самые 4-5 хитов, на которые агро-колода нас в итоге и не догрызёт. А Planar Chaos, кстати, дал нам не только массовое Убийство, но и такие замечательные карты, как Urborg, Tomb of Yawgmoth (теперь можно спокойно играть и Wasteland‘ами, и Mishra’s Factory, не опасаясь, что чёрной маны будет не хватать), и Extrirpate – великолепный ответ комбо-колодам; хорошая карта, когда оппонент играет Ростом, а на кладбище у него Tropical Island.

    В то время я тестировал моно-чёрный land destruction, через какое-то время добавил туда красный цвет. В основном из-за Pillage и Burning Wish, который открывал Возможность положить по одному Sorcery в сайдборд и доставать нужное в нужный момент. Колода тогда выглядела в одном из своих вариантов так:

    4 Swamp
    4 Badlands
    4 Bloodstained Mire
    4 Wasteland
    4 Polluted Delta
    1 Mountain
    1 Urza’s Factory

    2 Nether Spirit

    4 Rancid Earth
    4 Sinkhole
    4 Pillage
    4 Innocent Blood
    4 Funeral Charm
    4 Hymn to Tourach
    4 Burning Wish
    3 Nevinyrral’s Disk
    1 Diabolic Edict
    1 Firebolt
    1 Lightning Bolt
    1 Death Pulse
    1 Infernal Tutor

    sideboard

    4 Pithing Needle
    1 Dust Bowl
    1 Shattering Spree
    1 Tectonic Break
    1 Anarchy
    1 Stone Rain
    1 Cranial Extraction
    1 Boiling Seas
    1 Soul Feast
    1 Pyroclasm
    1 Damnation
    1 Promise of Power

    Не сказать, чтобы она была совсем неспособной, но многие матчапы ей просто не выигрывались. Тогда я и пришёл к мысли, во-первых, вернуться к чисто чёрному варианту, а, во-вторых, отказаться-таки от ЛД (землебоя) как идеи колоды и собрать просто контроль стола и руки. К сожалению, ЛД в 1,5 как идея колоды просто-напросто не может, разве что в RG aggro loam. Как мне ни нравился ЛД, но всё же начало посещать желание о том, чтобы колода могла не только играть, но и выигрывать…
    А тем временем вышел Lorwyn, который принёс нам такую карту, как альтернативный дюресс… Он также принёс и Shriekmaw, но, увы, шрикмо в МБЦ с Nether Spirit‘ом делать нечего: он, знаете ли, на кладбище попадает.
    Итак, ниже будет результат моих последних экспериментов с моночёрной контрольной колодой в формате 1,5.

    Mono Black Control – каким он теперь стал

    После тестирования 1,5 моноблек-контроля, с учётом всего того, что «нам прибыло», у меня получился следующий вариант:

    9 Swamp
    4 Bloodstained Mire
    4 Polluted Delta
    4 Mishra’s Factory
    4 Wasteland
    2 Urborg, Tomb of Yawgmoth

    4 Duress
    4 Hymn to Tourach
    4 Damnation
    4 Innocent Blood
    4 Diabolic Edict
    4 Chimeric Idol
    4 Tendrils of Corruption
    2 Phyrexian Arena
    2 Nether Spirit
    1 Funeral Charm

    Sideboard

    4 Pithing Needle/Extirpate (по метагейму)
    4 Bottle Gnomes
    4 Thoughtseize
    3 Dystopia

    В процессе тестирования я отказался от Promise of Power – при всех своих достоинствах (создаёт токена, который не лежит на кладбище как существо, а, значит, и не мешает Nether Spirit‘у; или даёт гигантское преимущество по картам) – карта стоит 5 ман, а это всё же слишком много. Убран (как минимум, из мейна) – оказался и Nevinyrral’s Disk: пусть он и полнее чистит стол, чем Damnation, но активируется на ход позже, а это смерти подобно.
    Почему не играю Dark Ritual. Ответ: при всём при том, что это замечательная карта, в этой колоде она не нужна! При всём гигантском выигрыше по темпу потеря за это карты – роскошь, которую мы не можем себе позволить. Даже если мы получили полную рыбу и на первый ход сказали мана – Dark Ritual – Thoughseize – Hymn to Tourach… Мы снесли противнику 3 карты, возможно, что очень хороших… Но ведь и сами потеряли три, и точно очень хороших! С ритуала может быть хорошо пихнуть на первый ход арену/идола, но и только. Ради этого играть им мы не будем.
    Почему в мейне Duress, а не Thoughtseize? Ответ: в подавляющем большинстве случаев Уловить Мысль является более хорошей картой, но в агро-колодах с чёрным. Тут же мы в среднем теряли бы от тутсейзов 4 хита за игру, а нам жизни дороги, мы их фечками и аренами и так себе отъедаем, да и враг нас может вначале потрепать.
    Рассмотрим билд повнимательнее.
    27 земель… Думаете, много? Да нет, не особенно. Особенно учитывая то, что фабрики Мишры у нас будут часто гибнуть в бою, Вейсты – жертвоваться; что у нас восемь 4-мановых спеллов (иначе – никак).
    Манабаза содержит 2 Urborg, Tomb of Yawgmoth потому, что это оптимальное число: так мы можем рассчитывать, что в итоге нам придёт хотя бы один – и одновременно, что на стартовую руку не придёт сразу два. Урборг хорош тем, что усиливает Тендрилсы и даёт нам Возможность получать чёрную ману с фабрик и вейстлендов.
    О фабриках: одно время я тестировал Urza’s Factory, но в итоге отказался от неё: всё же карта не для этого формата, где Wasteland на каждом шагу… Вейстами играем и мы тоже, не надо объяснять, почему: они могут в нужный момент отрезать оппонента от какого-то конкретного цвета и/или замедлить его (оппонента, а не цвет). Нельзя забывать, конечно, что мы замедляем и себя, однако, если земель у нас больше или видно, что без, допустим, красной маны оппоненту будет нехорошо, а её источником является одна-единственная дуалка – Вейст незаменим.
    Про Duress уже говорил выше, а Hymn to Tourach – огромной силы дискард, сильнее которого во всей MTG может оказаться только винтажный Mind Twist (недавно, кстати, убранный из списка рестриктов), и то не всегда. Его единственный недостаток, как бы банально это ни звучало – ничего не делает, если у оппонента нет карт в руке (дальняя игра против агро-колоды). Но это не повод им не играть.
    Damnation… Так и хочется сказать «без комментариев», однако комментарии всё-таки нужны. Увы, для 1,5 Wrath of God и Damnation – достаточно медленные карты, до которых агро-колода может успеть нас «съесть, а если не съесть, то понадкусывать». Поэтому мы должны до дамнации сказать ещё минимум два спелла, если хотим жить. Однако дамнация замечательно комбится со всеми нашими способами убийства. По сути, Chimeric Idol и Mishra’s Factory, будучи в «несущественном» состоянии, на дамнацию вообще внимания не обращают, а Nether Spirit невозмутимо вернётся с кладбища. Поэтому здесь дамнация – массремувал в одну сторону, что делает её невероятно хорошей.
    Кроме факторий, у нас есть такие способы убийства, как Chimeric Idol и Nether Spirit. Почему спиритов два – потому же, что и Урборгов: один нам просто очень желателен; два нам не только не нужны, но и чаще всего оказываются вредны, потому что если оба Спирита окажутся на кладбище, не вернётся ни один. Тем не менее, если игра идёт с топдека, у всех мало хитов, а у вас при пустом столе ходит один спирит на врага и вы топдекаете второго – возможно, и стоит его поставить. Ведь убить-то врагу надо обоих сразу. Но такое редко бывает.
    Перейдём к одиночному ремувалу. На первый ход у нас есть пять способов убийства: четыре Innocent Blood и один Funeral Charm. Первый создан для этой колоды. Мы можем пожертвовать разве что спирита, что нас не волнует, а вот убрать агро-колоде первый дроп на первом ходу – достойное начало. Funeral Charm убивает не всех, но его жертвой могут пасть Mogg Fanatic, маленькая (а против нас она нередко будет маленькой на первых ходах) Skyshroud Elite, Savannah Lions, Birds of Paradise, Jungle Lion, Grim Lavamancer, находящаяся под болезнью вызова Mother of Runes… список можно продолжать. Плюс ко всему чарм в дальней игре – сброс топдекнутой карты оппоненту в его draw step. Если эта карта – не инстант, он её потерял.
    Но на второй ход у нас ещё есть 4 эдикта, которые хороши тем, что являются инстантами: мы можем ими убить оживающие земли (вы ведь не думали, что ими только мы играем?) и вообще во многих ситуациях получить преимущество по темпу. Ну и точно так же они убивают любое существо вне зависимости от цвета, пауэр/тафнесса, пола и возраста. Хотя нет, вру… Они бессильны против True Believer… Но им не часто играют, да и инноцент блады с дамнациями у нас не просто так!
    Tendrils of Corruption – мы очень, очень хотим жить. И эта карта вместе с Урборгом помогает нам в этом. Когда у нас осталось мало хитов и противник после дамнации вбрасывает последних существ, тендрилсы в них стремительно сокращают его шансы на победу… Говорим мы его, как правило, минимум на 4, а часто и больше.
    Ну и наконец 2 Phyrexian Arena… Почему не больше – опять ситуация аналогична урборгам и спиритам: мы не хотим их видеть две на стартовой руке и достаточно редко хотим видеть две в игре.

    Mono Black Control – как этим играть

    Против агрессивных колод: план игры стандартен – вначале кидаем немного ремувала и дискарда, потом дамнэйшен (если его не дали – задача: вначале отбиться одиночным ремувалом, блокать существ врага спиритом) а потом начинаем убивать противника факториями и идолами (возможно, ещё и спиритом), и откачивать обратно жизни тендрилсами.
    Если вы попали на чистый бурн почти без существ, отсайживайте Damnation и кладите Bottle Gnomes. Честно говоря, против бурна у нас не очень много шансов, матчап плохой, но попытаться можно. Да, известно, что гномы нам обломают возвращение спирита с кладбища, но другого сайда против бурна в этой колоде я не знаю; плюс не факт, что нам придут сразу и гномы и спирит.
    Если вы играете против Роста, то можете попробовать положить Extirpate – скорее всего, вместо Тендрилсов – и сыграть комбу: Wasteland в Tropical Island оппа – Extirpate в эту самую дуалку. Кстати, Экстирпейты вообще могут пригодиться против многих колод – экспериментируйте! Почему они тогда не в мейне? Всё же карта они достаточно неоднозначная и могут дать дизадвантадж, поэтому мейном я счёл их не вполне уместными.
    Ну и Иглу против Аффинити можно попробовать пихнуть на равагера (опять же, видимо, вместо тендрилс оф коррапшен). Хотя вообще против Аффинити главное – дожить до зимы, то есть до дамнейшена. Любой ценой.
    Теперь что нам делать с контролями типа Ландстилла… В ранней игре наша задача – разбивать ему руку как только можно, и очень желательно пропихнуть арену или идола. Пока мы ещё играем Дамнацией, постарайтесь найти ей применение. Например, очень красиво она обламывает процикленный на много Decree of Justice (если дошло до этого). Сайдбордные же карточки – Thoughtseize, Extirpate, изредка может пригодиться и Pithing Needle – но это если вы точно уверены в целесообразности её всайживания (на Isochron Scepter, например). Кандидаты на отсайживание – Innocent Blood и Damnation: убить финишёров, буде таковые вылезут, и оживающие земли нам хватит и остального ремувала.
    Перейдём к комбо-колодам… Против Хай-Тайда ремувал бесполезен, поэтому в первой игре у нас маленькие шансы: разве что мы сдали себе хотя бы 2 дискарда на стартовую руку… Зато уж как он любит всайженные вместо ремувала Thoughtseize и Extirpate! Как ни странно, но стоит всайдить Bottle Gnomes. Это тупо, это невероятно тупо, но ремувал против Волны не делает ничего, а Гном – таки порет на 1… Отсайживаем 12 из 16 карт ремувала. Оставить стоит, скорее всего, тендрилсы – вдруг мы себя сильно побили с помощью Thoughtseize, арен и фечек… Хотя вообще победу должен обеспечить ранний дискард + экстирпейт в Тайд или Резет. А там уж найдётся, чем убить. Главное, что враг будет обескровлен.
    Гоблинская Пушечка… Ай, как она обожает Pithing Needle и Thoughtseize! Да и Duress у нас мейном не просто так. После сайда у нас оказывается двенадцать первоходовых карт, обламывающих Пушке рыбу. Убираем тендрилсы и дамнации, ибо на фиг не надо, а вот инноцент блады и эдикты могут пристрелить вначале манаразгоняющих существ (есть в некоторых билдах Пушки).
    Вспомним ещё комбо-колоды на Survival of the Fittest… Последний хорошо обламывается посредством Dystopia и Pithing Needle. Вообще, Dystopia, конечно, спорная сайдбордная карта, но всё же хотя бы из-за наличия в этой игре Survival of the Fittest и Compost играть ей имхо стоит. Есть ещё карта Drought, но если вы встретите человека, играющего ей, это будет чудо – во всяком случае, пока моноблек ещё не стал топовой декой…
    Вообще против неких абстрактных комбо-колод план игры – как можно больше дискарда (практически против любой колоды всайживается Thoughtseize) плюс иглы либо экстирпейты. Отсайживаем часть ремувала, какой – это уже см. колоду врага, есть там у него существа-манаразгоняльщики (тогда оставляем дешёвый ремувал, убираем дамнации и тендрилсы), или это комбо-колода раскручивающаяся на 20+ токенов с Empty the Warrens и/или 20+ повреждений (вот тогда дамнации и/или тендрилсы имеет смысл оставить).
    В принципе, колода может выиграть практически против всего, хотя с многими колодами ей и трудно (как минимум с бурном), а плюсовых матчапов мало, но это уже реальная претензия на играбельность.

    Mono Black Control – и что же в итоге

    Моноблек – это атмосферно, оригинально, красиво. Но грош цена была бы ему, если бы он был не способен на турнирах, как раньше. Можно было тогда с пеной у рта утверждать, что колода всё равно способна выигрывать… Но это было как минимум глупо. Выиграть может любая колода, в которой есть способ выиграть. Иногда может. Но не любая колода – турнирная. В этой статье уже рассматривается билд, способный дать достойный Отпор топовым декам. И я уверен: если моноблек-контроль будет выигрывать 1.5 турниры, он будет похож на ту колоду, о которой я здесь написал.
    В заключение хочу сказать, что долго думал, какое изображение поставить к этой статье. Damnation? Nether Spirit? Tendrils of Corruption? В конце концов я подумал – а чего это я всё MTG-шные карты ставлю… Вот и присоединил к статье… Ну, вы сами видите, какую картинку. Надеюсь, что и статья и картинка вам понравились. До новых встреч!

    Автор: admin, 12:00 дп



Ваш комментарий

*