Архивы:

  • 03Дек

    Не Магией единой

    Я играю в Magic: the Gathering и не жалею, что выбрал эту коллекционную карточную игру среди других. Вопреки распространённо-ошибочному мнению, она не была самой первой коллекционной карточной игрой на планете Земля, но она стала первой реально добившейся успеха.

    (Точно так же Wolfenstein 3D в мире компьютерных игр многие помнят как первую игру жанра 3D Action, хотя и это не совсем так). Но главное-то в том, что MTG и сейчас остаётся передовой ККИ, в которой не играют, наверное, разве что в какой-нибудь очень далёкой тайге. Пока жива индустрия ККИ в принципе – будет жива и Магия, так что за своё хобби (или даже способ заработка) нынешние игроки могут быть спокойны.
    Однако было бы ошибочным утверждать, что альтернатив Магии в мире в целом и в нашей стране в частности нет вообще. Они есть и будут. Другое дело – насколько они конкурентоспособны. ККИ в мире множество, а играют — лишь в десятки. В этой статье я хочу рассмотреть то, из чего могут (или могли) выбирать те, кому по каким-то причинам не пришлась по нраву Магия. Возможно, им просто не понравились игровая система и правила; возможно, неинтересно играть в то, во что играют «ну прямо все»… А может, Магия просто поднадоела им, но на ККИ вообще забивать не хочется. Давайте и посмотрим, что же ещё у нас было и есть?
    «У нас» — это я всё же говорю про жителей России, потому что рассмотреть все варианты, кому во что можно было бы поиграть в какой стране, в рамках одной статьи не реально, да и информацию об этом собирать и проверять её пришлось бы очень и очень долго. Однако, если игра, как и MTG, имеет международное признание, понятное дело, что об этом непременно будет упомянуто (и это часто является ещё одним важным аргументом в пользу выбора именно её).

    Именно ККИ

    ККИ – коллекционные карточные игры. Хочется сделать упор на первое слово: это игры, имеющие коллекционную составляющую, то есть в них каждый игрок изначально не обладает полным набором всех возможных карт. Поэтому такие игры, как, например, замечательный и всем известный «Манчкин», в этой статье не рассматриваются – он как бы не коллекционная, а ролевая карточная игра – в ней у игроков нет собственных колод, нет уникальных и дорогостоящих карточек, нет бустеров как таковых и все карты непосредственно находятся в игровом наборе; как следствие, коллекционная составляющая отсутствует. Можно коллекционировать и мешать между собой «разновидности» Манчкина – «Манчкин-Фу», «Звёздный Манчкин» и другие, но суть от этого не меняется. Отечественный проект «Диктатор-Контроль» (www.dictatorcontrol.ru ) — также не коллекционный, в нём все карты изначально находятся в наборах и легко доступны. Ну и всякие «Зельеварения» тоже из той же оперы…
    Сделаем всё же небольшое отступление. Можно долго рассуждать о том, является ли отсутствие коллекционной составляющей в настольных карточных играх плюсом или минусом. С одной стороны, приятно, что все карты сразу в твоём распоряжении и не нужно вкладывать больших денег, чтобы играть с достойной колодой. С другой стороны, у многих это частично убивает интерес к игре. Ведь так приятно обладать декой, которую ты сам собирал. Или долго-долго искать редкую карточку и наконец положить её на приятное местечко в альбоме, чтобы гордиться ею как достойной частью коллекции (а может – как-нибудь и сыграть ей в колоде старого формата). А в вышеуказанных играх такого нет.

    Много ККИ?

    Зачем выбирать одну, скажете вы? Почему нельзя играть в две, три, да хоть в десять коллекционных карточных игр? Что мне мешает?
    Ну это смотря что вы понимаете под игрой. Ознакомление с базовыми правилами и игра несколько раз – это одно, а более-менее регулярное участие в турнирах и периодическое составление и обновление достаточно сильных и конкурентоспособных колод – другое. В первом случае, конечно, можете хоть во все в мире ККИ переиграть. Но я имею в виду игру достаточно постоянную, чтобы быть в курсе всех новостей и более-менее разбираться в колодах. Так вот, в этом случае даже одна ККИ отнимает достаточно много времени, а ведь не может вся жизнь уходить лишь на перебирание карточек на столе. Я не знаю ни одного человека, который добился бы реального успеха (под ним понимается не просто достойное положение среди игроков в своём городе) сразу в двух коллекционных карточных играх, не говоря уже о большем их числе. Максимум – одна основная, другая играется изредка, по фану и в итоге чаще всего всё равно отсеивается. Так что Выбор делать всё же придётся…

    Война

    Не все знают об этом, но ККИ (её также иногда называют и СКИ – стратегическая карточная игра) «Война» появилась в нашей стране раньше даже «Берсерка». Многие элементы игровой механики были позаимствованы из Battletech, однако впоследствии появились достаточно сильные расхождения в правилах. Подробности о текущих правилах вы можете посмотреть на сайте, а узнать, как они развивались — на форуме игры (ссылку на сайт дам ниже – расписывать всё здесь не входит в задачи этой статьи).
    В «Войну» играть интересно тем, что это игра по Второй Мировой, нашей с вами истории. Это, конечно, вызывает разносторонние мнения по поводу того, есть ли у игры сюжет вообще – одни считают, что таковым события военных лет считать нельзя; другие, наоборот, что можно и нужно и именно из-за этого сюжет у игры самый лучший и всякие книжки про монстров и великих героев ему и в подмётки не годятся. Всё-таки более разумным кажется второй вариант, однако тут уж каждый пусть сам решает.
    Карточки военной техники, строений и боевых подразделений имеют реальные прототипы, что также не может не радовать, качество раскраски фотографий военных лет (непосредственно Арта) – также на высшем уровне.
    Дизайн нареканий не вызывает. Текст удобочитаем, не путается в рисунках, при этом карты не теряют военного антуража. Качество печати тоже в полном порядке – карты яркие, картон достойный.
    В своё время игра достаточно неплохо и поддерживалась, хотя и не рекламировалась в крупнотиражных журналах.
    Если вы заинтересовались, то сайт игры — http://www.game-war.ru/
    Однако, увы и ах, сейчас партнёров по игре в эту ККИ найти довольно-таки сложно, особенно если вы живёте не в Москве. Вот в столице другое дело. Там есть старожилы, которые принимали непосредственное участие в развитии игры и поэтому до сих пор с большим удовольствием играют её и проводят по ней турниры. В других городах я видел в продаже в клубах крайне малое количество бустеров «Войны», и, как правило, никто их не покупал – какого-либо сообщества игроков этой ККИ там просто нет или почти нет.

    Берсерк

    Когда говорят об альтернативе «Магии» в нашей стране, то всегда вспоминают «Берсерк» (www.Berserk.ru). Я и сам ещё помню, как в первый раз прочитал в журнале статью про новый российский проект коллекционной карточной игры, задумчиво хмыкнул и перелистнул страницу… Чего добилась эта появившаяся в 2003 году игра, вы, наверное, знаете – первая и чуть ли не единственная добившаяся реального успеха русская ККИ. А ведь начиналась она с малого, первые иллюстрации из-за нехватки художников рисовали сами разработчики… Многие пророчили игре скорую смерть, мол, странные у неё правила, вообще варгейм какой-то с карточками вместо миниатюр, а не ККИ… Ан нет, живы и умирать не собираемся.
    Кстати, о правилах. Они в достаточной степени оригинальны и самобытны именно для мира ККИ – в игре по минимуму используется колода, достаточно высока вероятность сдать себе нужные карты (ибо сдаётся полколоды), зато используется такой фактор случайности, как кубик. Именно он порождает постоянные споры между сторонниками и противниками этой игры. Первые утверждают, что, мол, кубик решает очень многое, вообще является неправильным для ККИ элементом (примечание – в некоторых играх дайс используется по — минимуму, в том числе и в Магии может применяться для определения рандомного числа; но это –незначительно, а в случае с Берсерком кубик является основой игры), ибо ставит игроков в слишком сильную зависимость от удачи; порождает к тому же дополнительные возможности для читинга и достаточно почаще выкидывать шестёрки, чтобы выигрывать при прочих равных условиях. «Имей правильный кубик – и ты чемпион». Другая сторона разумно возражает, что прочие факторы случайности (как, например, зависимость от сдачи) у них всё же пониже, что нельзя стричь все игры под одну гребёнку, что дайс замечательно вписывается в их игровую механику, что одним кубиком новичок никогда не выиграет у профессионала и что ни в одной ККИ фактор удачи полностью не исключается, более того – это было бы для неё убийственным. Обе стороны по-своему правы.
    Возможно, из-за оригинальных правил, а не только из-за вложенных усилий в рекламу и развитие Берсерк и поднялся до такого уровня, на котором он находится сейчас. Непонимание того, что оригинальные правила – отнюдь не недостаток, порождает статьи, подобные этой: http://rpg.by/Index.php?showtopic=4829 , в которой автор пытался (предлагал) внести в Берсерк элементы других ККИ, искренне считая, что таким образом игра станет лучше. Однако жизнь рассудила иначе…
    Вначале Берсерк переживал не самые лучшие времена: качество фойловых карт было просто ужасным, количество эрраченных (исправленных) карт и расхождений в правилах превышало все мыслимые и немыслимые пределы, весьма значительным (как и правдиво утверждалось в статье выше) было преимущество того, кто ходит первым, мтг-шники кляли появляющихся в клубах берсеркеров еретиками и сатанистами, играющими в туалетную бумагу (ну, шутка, конечно, но в любой шутке есть доля правды).
    Сейчас за будущее этой игры уже можно не беспокоиться – литературная поддержка со стороны Ника Перумова, постоянные конкурсы для игроков, регулярный выход новых сетов, заметно улучшившееся качество картона, рисунков на картах и фойлы, регулярно проводящиеся турниры во всех уголках России (ну, почти во всех), исправленная ситуация с преимуществом первого хода (выигравший кубик теперь не обязан ходить первым, а сам выбирает, первым ему ходить или вторым – это раз; многие карты теперь дают преимущество, если игрок ходит вторым – это два), более-менее улаженная ситуация с правилами… И, самое главное – появление онлайн-версии!
    Однако Берсерк всё же пока что остаётся русской игрой. Да, Берсерк-Онлайн есть и на другом языке, однако пока ещё это не показатель. Вне России в большинстве случаев ваши карточки – просто куча мусора; ну, максимум – набор неплохих иллюстраций. Конечно, патриотизм – это неплохо, но просто отмечу — вы никогда не поедете на международный турнир или мировой чемпионат по Берсерку в ближайшие годы. А, возможно, что и никогда вообще. Если же для вас достаточно хорошо играть в своей стране и даже что-то получать за это (о заоблачных суммах – нет и речи! Но всё же!) и сама идея того, что вы играете именно в русскую (а не просто русскоязычную) игру вам очень импонирует, задумайтесь о том, чтобы выбрать именно Берсерк.

    World of Warсraft

    Нет, нет, я не про онлайновую РПГшку. Я про третий, фактически, из основных фаворитов русскоязычных ККИ-игроков – помимо Магии и Берсерка. Компания Blizzard в игростроительстве зарекомендовала себя уже давно, и я считал, считаю и буду считать её одним из лучших современных игроделов в принципе. За одни серии WarCraft, StarCraft и Diablo многие преклоняются перед нею, а если вспомнить ещё и старые шедевры, например, Blackthorne… Но это всё были компьютерные игры, а со сравнительно недавнего времени близзы решили попробовать себя и в мире ККИ. Так появился карточно-коллекционный ВоВ (русскоязычный сайт игры – www.wowc.ru ) .
    Что сразу хочется отметить – к маркетингу, распространению и поддержке игры нареканий в принципе быть не могло. Blizzard – это вам не контора «Рога и Копыта». Более того, близзы сделали удачный ход (учитесь), связав коллекционно-карточный и онлайновый WoW: в бустерах WoWа попадаются ключи, с помощью которых можно получить в RPG уникальные вещи для своего персонажа. Кроме того, бустера и участия в турнирах приносят призовые очки, которые также можно обменивать на косметические усовершенствования для цифрового альтер-эго.
    Качество Арта, естественно, также на высшем уровне. «Игра просто потрясающе красива» — цитата из одного из обзоров. Не говоря уже о том, что мир Азерота многие знают и любят – либо по RTS, либо по RPG. Либо (о Ужас-то) по тому и другому сразу. И увидеть на картах знакомые, радующие глаз пейзажи, персонажей, оружие – ну просто очень приятно.
    Ну и игра эта, в противоположность Берсерку — международная, в ней вы потенциально можете играть не только в своей стране и зарабатывать не только на кусок хлеба. Безусловное достоинство. Обещал упомянуть – и упомянул ) .
    Ну, за сюжетную составляющую в мире WarCraft давно никто не беспокоится, сами понимаете.
    А вот с оригинальностью уже проблемы. В основу игры положена механика Vs.System, и хотя очень многое пришлось изменить, всё же основа осталась прежней. Очень и очень много заимствований и из «Магии». Идеи типа борьбы с колодой дракона Onyxia заставляют вспомнить, например, о берсеркеровском «Повелителе». Герой как «Аватара» игрока даже в Boomb.It появился раньше, чем в WoWе. В принципе, оригинального в игре – минимум, но всё заимствованное связано очень грамотно.
    И ещё – эта самая некоторая «неоригинальность» в WoWе, в отличие от «Небожителей» (о них ниже) – пожалуй, единственный недостаток.
    Вообще, откажись я от Магии, я бы, наверное, предпочёл всё же World of Warcraft, а не Берсерк. Потому что Blizzard – мои кумиры, потому что я знаю и люблю сюжеты Варкрафта, потому что сама игра – как-то… солиднее, что ли. Но это уже моё субъективное мнение, и я никому его не навязываю.

    Небожители

    ККИ, придуманная и созданная новосибирцами. Официальный сайт ККИ- www.godlike.ru . Хотя какой уж теперь сайт, на самом деле… Последняя новость – о выходе в продажу второго сета – датируется 28.11.2006. Форум мёртв, и лишь гости, новички и 1-2 невнимательных (и несовершеннолетних) юзера типа Rtef’а ещё оставляют там свои посты. Игра давно умерла как турнирная, и покупать её сейчас, равно как и играть в неё – смысл есть лишь для развлечения.
    Почему же так произошло?
    Это обсуждалось на многих форумах (например, http://forum.nastolki.ru ), и можно сделать вывод, что основными причинами было следующее:
    -Копирование многих правил, в том числе из MTG, LOTR и «Вампиров» (если конкретнее, то из MTG была взята как минимум фаза атаки, из LOTR- фаза стрельбы, из «Вампиров – система обвески). По сути, в «Небожителях» не было ничего действительно оригинального. Не было своей изюминки, за которую стоило бы купить именно эту игру. Разработчики отговаривались тем, что только дурак будет делать карточную игру с круглыми картами лишь для того, чтобы не было похоже на остальные, но, тем не менее, факт остаётся фактом.
    -Весьма плохая турнирная поддержка. Вначале игра продалась весьма неплохо по уже понятной и высказанной мной причине – ибо новинка. Но разработчики на этом расслабились и, видимо, решили, что дальше всё как-нибудь пойдёт само собой. Как результат: вначале в игру более-менее играли, она обсуждалась, про неё печатали новости в журнале «Мир Фантастики» (не реклама), игра создавала какую-никакую конкуренцию Магии и Берсу, проводились официальные турниры. А создатели тем временем кормили всех «завтраками»: вот-вот, совсем скоро выйдет второй сет… Всё откладывая и откладывая сроки. Как следствие – когда второй сет наконец-то вышел (что тоже, тем не менее, получило освещение) он уже оказался мало кому нужен. Пререлизный турнир даже не удалось провести в срок! В итоге третьего сета до сих пор нет, да, в общем, и игры тоже… Этот пункт стал следствием в том числе и того, что у разработчиков не наладились отношения с людьми, весьма опытными в то время в плане развития и продвижения ККИ, например, White.
    -Отсутствие у игры сюжетной составляющей. Первоначально «легендой» игры просто было следующее: игроки – Небожители, им скучно, вот они и развлекаются, вызывая сражаться друг с другом смертных подданных во славу себя. Впоследствии, когда Смирнову намекнули, что более внятный сюжет всё-таки не помешал бы и это действительно повысит интерес к игре, начало писаться что-то вроде истории, но так и заглохло на вступлении про Мир Клинков и трёх небольших главах (всё это можно прочесть на сайте). Справедливости ради стоит заметить, что тексты вполне себе читабельны, и, возможно, что-то из этого и вышло бы, начни развиваться сюжет сразу…
    -Достаточно слабый арт, хотя вполне приемлемый. К второму сету это исправили, но уже, извините, было поздновато.
    -И, наконец, далеко не самый лучший баланс. Карты «Песочные часы» и «Защитник» в скором времени пришлось вообще забанить, ибо они находили место в каждой колоде. Карту «Кровавый маг» пришлось править (эрратить), причём, судя по высказываниям игроков (да и просто давая объективную оценку), исправлена она была далеко не лучшим способом. В то же время некоторые карты не находили применения вообще. И это при том, что –
    -Из-за задержки второго сета коллекционная составляющая также была на нуле – люди собирали все карты комплектами за месяц при необходимости. Промо-карта «Победитель турнира» объявилась вновь лишь после того самого второго сета, когда никакие турниры уже, считай, и не проводились в принципе…
    Исход был закономерен.
    Может создаться впечатление, что Небожители – пример игры, в которой всё сделано просто на удивление не так, как нужно, ну просто-таки идеальный антипример. Это не совсем так: арты, пусть и проигрывали Берсерку и Магии, но всё же для них привлекались более-менее известные и профессиональные художники, а не абы кто (согласитесь, нанять сверхдорогих профессионалов на начальных этапах возможности нет ни у кого – первые карты Берсерка тоже рисовали зачастую сами разрабы). Сюжет Берса тоже взялся не из воздуха: лишь после выхода первого сета к проекту подключился Ник Перумов. Так что главными ошибками было отсутствие оригинальности и крайне вялое продвижение – они и сгубили проект.
    Сейчас игра, возможно, где-то ещё и продаётся. Хотите – купите парочку стартеров, поиграйте как-нибудь дома для разнообразия.

    Козябло

    Ещё один нынешний мертвец, начавший весьма неплохо. Тут уже несколько другая ситуация – «Козябло» была игрой от «Мира Фэнтези», создателей «Берсерка», однако провалилась.
    Игровую механику (смотрим www.kozyablo.ru ) никак не назовёшь клонированной, сюжет присутствовал, какая-никакая поддержка на начальном этапе тоже имелась (уж точно побольше, чем у «Небожителей»). Тем не менее, провал случился, следовательно, у него должны были быть причины.
    Возможно, основной ошибкой была именно идея создания пародийной ККИ. Занятие коллекционными карточными играми и так многими людьми, сторонними от них, воспринимается как нечто «не очень серьёзное», а тут нате вам – мультяшные картинки и сюжет в мультфильме, где бухой Жук раскидывает во все стороны уродцев с хитрыми рожами. Дяденька, вам сколько лет?
    Баланс тоже прихрамывал. Шарокатка быстренько поднялась до статуса слома, а некоторые картоночки оказались мусором. Да и в балансе между враждующими сторонами в целом всё было не так, чтобы очень гладко (как помнится – жлобы оказались слабоваты).
    Сейчас уже сложно сказать, задержался второй сет потому, что бустера покупали мало, или же бустера стали покупать мало, так как заждались второго сета (а не только из-за пародийности проекта). Но если Небы таки выпустили перед смертью второй сет, то в Козябле его нет и вряд ли уже будет (ну, чудеса, конечно, иногда случаются… но сейчас выпуск новой редакции был бы как минимум уже бессмысленным, а как максимум – просто глупым).
    Вероятно, такой игре всё же стоило бы остаться лишь в бумажных зарисовках некоторых сотрудников «МФ» в школьном возрасте, откуда она и пошла, или же стать некоммерческим проектом (как следующий разбираемый «пациент»). Не все детские мечты должны сбываться, иначе этого мира бы уже не было ) .
    Кстати, Козябловская изначально карта «Зайчик» уже «перешла» в Берсерк. Кто знает, возможно в дальнейшем туда переселятся все Позорки, Трутни, Козлы и Жлобы… Хотя нет. На фиг такое счастье. Берсеркеры же меня тухлыми помидорами закидают, если такое случится. И хорошо ещё, если помидорами…

    Boomb.It

    Фановые народные самодельные проекты? Могут ли они составлять конкуренцию гигантам, в которых вбуханы тысячи и миллионы хрустящих бумажек? Иногда – да, потому что они, как следствие, бесплатны сами. Потому что они «наши» — народные. Потому что мы видим создателя в лицо (как минимум – общаемся в интернете), пьём с ним пиво и обсуждаем, что вот такая-то карточка слишком сильная, а вот эту – неплохо бы поднять.
    Такие проекты держатся только на энтузиазме, но если создателю процесс делания своей ККИ доставляет истинное удовольствие, а люди играют «в это», то оно будет жить.
    Первая версия ККИ Boomb.It существовала ещё в 2005 году, а, возможно, и раньше (к сожалению, старые форумы сейчас утрачены, и у меня нет возможности посмотреть точную дату создания игры). Её карты были простейшими рисунками без какого-либо оформления и обработки, однако у них был свой стиль – игра была создана «по мотивам компьютерной игры Bomberman», как писал сам создатель, ShadeMemory. Хотя у игры свой оригинальный мир – Периш, тем не менее, там «не изобрели пистолетов», поэтому основное оружие в нём – бомбы. Именно с помощью бомб игроки должны стремиться нанести враждебному герою (который является как бы «аватарой» игрока) – смертельные повреждения. Однако, чтобы бороться с бомбами, игроки могут использовать своих существ – крипов. Также в игре используются карты поддержки – по сути, похожие на чары в MTG, и есть такие зоны, как «Свалка» — то же «кладбище», и «Пустота» — те же «удалённые из игры».
    Карты печатались на обычных картонках, а то и просто на бумажках, приносились в клуб, в дружеской компании разрезались, запихивались наподобие проксей в пакетики с карточками другой ККИ и игрался драфт – бесплатно или за смешную плату наподобие 10 рублей, только чтобы окупить затраты на печать. И ведь играли люди, и спасибо говорили!
    Сейчас индустрия ККИ уже более развита, чем тогда, и, насколько мне известно, в реале в клубах уже никто на такие драфты не собирается (другое дело – у себя дома), но новая версия Boomb.It’а – 2.0, уже с более серьёзным дизайном (правда, по задуманному стилю игры, он всё ещё остался чёрно-белым) – живёт в интернете. Сейчас Бумбит находится на http://shadem.ru/boomindex.html , и все желающие приобщиться к этой весьма качественной (не шутка) игре могут познакомиться с правилами, сюжетом и скачать карты именно там.
    Для игры также существует онлайн — клиент, причём сделанный не самим ShadeMemory, а заинтересовавшимися проектом людьми. Прочесть о нём вы можете на форуме, а на форум есть ссылка непосредственно на сайте.
    Игровая механика интересна как минимум тем, что у карт нет какой-либо стоимости – просто каждый ход можно вводить в игру по одной бомбе, крипу (крип в первый ход не играется) и карте поддержки. А это, вкупе с абсолютной доступностью всех карт, заставляет автора очень внимательно следить за балансом. К счастью, он с этим справляется.
    Ах да, и сюжет игры (нынешний, у версии 1.0 он был другим) тоже весьма и весьма неплох для любительского проекта, советую ознакомиться и узнать, с чего началась вражда Классики, Пси, Фростов и Некро… Мир Периша жесток и беспощаден, в нём нет места слабым, но именно это придаёт ему свою особую красоту.

    Как итог

    Если рассматривать достойную альтернативу Магии в нашей стране, в которой есть всё: Возможность продвинуться как сильному игроку, Возможность меняться картами и продавать их, вариант стать судьёй и неплохо получать за это – то основных таких альтернатив видится две: Берсерк и World of Warcraft. Обе они весьма популярны, и вы не попадёте в такую ситуацию, в которой окажетесь без партнёров по игре; но первый вариант – несколько более, скажем так «патриотичен», зато во втором случае вы, как и в Магии, сможете играть не только в нашей стране, и не только у нас карточки WoW’а имеют ценность. Поэтому Выбор за Вами. Если вы хотите когда-нибудь стать игроком, активно зарабатывающим именно игрой на мировом уровне и разъезжающим по разным странам, я бы ставил на WoW, а если для вас важнее то, что игра русская и планов о том, что она станет вашим основным занятием в этой жизни (то есть максимум, что вы ей отводите — основное хобби) у вас нет – то на Берс.
    Если вы живёте в Москве, то неплохим выбором для вас, возможно, станет куда менее известная, но всё же вышедшая раньше Берсерка «Война», партнёров для игры будет найти сложнее, но вполне себе можно. Однако там о хоть сколько-нибудь значительных выигрышах, особенно по сравнению с WoW и MTG, думать забудьте, но вот рейтинг со званиями, наградами и медалями – такого у вышеуказанных товарищей нет; с коллекционной составляющей там тоже всё в порядке; к тому же вам может быть просто приятно и интересно играть в игру по Второй Мировой ) .
    Для бесплатного фанового развлечения дома вполне подойдёт Boomb. It, который, при том, что не стоит денег, неповторим и уникален, и, возможно, вам удастся всерьёз увлечь этой игрой нескольких своих друзей.
    Ну, а Небожители и Козябло – это уже «мёртвые души», поиграть в которые можно разве что из чистого любопытства, если вы ещё, конечно, найдёте их в продаже.
    Всем спасибо за прочтение. Буду рад, если эта статья помогла вам с выбором коллекционной карточной игры.

    Автор: admin, 12:00 дп



комментария 2

WP_Cloudy
  • Константин пишет:

    Хорошее мнение.Спасибо! Жаль,что не хватает такого же отчерка по ю ни о и авангард, ведь эти кки тоже достаточно популярны и интересны!

  • Константин пишет:

    Ю ги о….т9

Ваш комментарий

*